Международная компания Accenture опросила более 8300 руководителей и IT-представителей крупных предприятий из 20 различных отраслей промышленности в 20 странах, чтобы выяснить, как правильно подходить к внедрению технологических инноваций, чтобы получить максимальную отдачу от инвестиций.
Ключевые выводы исследования «Как выжать максимум из новых технологий?»:
1) Сегодня все без исключения компании являются технологическими. Любой бизнес в любой отрасли обращается к технологическим инновациям, чтобы обеспечить себе выживаемость и конкурентоспособность. Все генеральные директора в той или иной степени являются техническими директорами. Технологический путь, который вы выберете сегодня, будет определять финансовый успех вашей компании в будущем.
2) Большинство руководителей не получает полной отдачи от инвестиций в технологии. Причина в изначально неправильном направлении этих инвестиций. В результате накопления ошибок возникает так называемый «разрыв инновационных достижений». Им и обусловлена разница между потенциальной и реализованной ценностью инвестиций в технологии.
3) Полную отдачу от инвестиций получают компании, которые при принятии решений о внедрении технологических инноваций следуют 5 пунктам: прогресс, адаптация, сроки принятия технологий, совмещение человеческих и машинных ресурсов, стратегия.
4) Знание того, как правильно действовать по каждому из перечисленных пунктов, помогает лидерам создавать инновационные корпоративные модели, которые приводят в действие системы будущего (Future Systems). Под Future Systems подразумеваются системы:
- в которых стёрты все границы внутри IT-стека (между IT-платформами, данными, инфраструктурой), между людьми и машинами, организационными и отраслевыми стандартами;
- адаптируемые – обеспечивающие масштабируемость и стратегическую гибкость, легко подстраивающиеся под изменения бизнеса и технологий,
- заточенные под человека – адаптирующие работу техники под людей, а не наоборот (речь, в частности, идёт о возможности взаимодействия с машинами с помощью голоса, простых касаний и т. п.).
Подробнее об отчёте Accenture 2020 «Как выжать максимум из новых технологий?»
1. Серьёзная проблема – в разрозненности платформ
Вынужденные двигаться в темпе, гендиректора компаний зачастую назначают ответственными за внедрение новых технологий руководителей бизнес-подразделений. Но это хорошо работает только в краткосрочной перспективе. В итоге же это приводит к технологической разобщённости ИТ-инфраструктуры предприятия. В разных отделах изолированно функционируют свои, хорошо укоренившиеся и отлаженные информационные системы. Их невозможно никак интегрировать между собой, в то время как технологический прогресс требует построения единых корпоративных платформ – цельных экосистем, включающих большое разнообразие связанных данных для подпитки систем искусственного интеллекта.
2. Статистика по успешности компаний в плане возврата инвестиций в технологические инновации
Опросив 8300 компаний, компания Accenture постаралась определить оптимальный инвестиционный путь в IT и выявила явных лидеров (10% тех, кто получил максимальную отдачу от внедрения инновационных технологий), середнячков (20%) и отстающих (25%).
- ЛИДЕРЫ. Доходы этих компаний от внедрения новых технологий растут более чем в 2 раза быстрее в сравнении с отстающими.
- ОТСТАЮЩИЕ. В 2018 году данная группа опрошенных недополучила 15% своего потенциального годового дохода. Если и лидеры, и отстающие продолжат движение по своим траекториям, к 2023 году финансовые потери последних возрастут до 46% дохода.
- СЕРЕДНЯЧКИ. В эту группу вошли 20% компаний, доходы которых растут в 1,5 с лишним раза быстрее, чем у отстающих. При этом лидеры растут более чем на 50% быстрее, чем середнячки.

3. Путь лидеров и путь отстающих
Беря за ориентир всё те же 5 слагаемых успешных инвестиций в технологии – прогресс, адаптацию, сроки принятия технологий, совмещение человеческих и машинных ресурсов, стратегию – исследователи проанализировали стратегии поведения лидеров, середнячков и отстающих.
- Лидеры направляют свои действия на поиск/создание универсального информационного «строительного блока», который можно будет бесконечно масштабировать, многократно дорабатывать и совершенствовать, использовать во всех бизнес-подразделениях, для решения любых задач. Это сложный путь, но он, как правило, оказывается наилучшим.
- Отстающие чаще всего выбирают максимально доступные решения, которые способствуют созданию изолированных систем. Иногда представители этой группы вообще не могут принять решение, оставляя всё на самотёк.
- Середнячки, как правило, прибегают к сочетанию различных платформ и их интеграции, что также обходится недёшево, но зато даёт достаточно хороший результат в краткосрочной перспективе.
4. Оптимизация действий по каждому из 5 пунктов грамотного инвестирования в IT
Отправные точки для принятия решения |
Возможные и оптимальные решения |
Примечания |
Прогресс: Насколько активно и широко нужно применять новые технологии для развития бизнес-процессов на предприятии? |
Вариант 1. Трансформировать поверхностные бизнес-процессов (к примеру, процессы, ориентированные на клиента). Вариант 2. Создать инновационные центры/узлы для трансформации множества процессов. Оптимальный вариант: Переосмыслить бизнес-процессы на перспективу и подобрать/разработать универсальную технологию для оптимизации всех/нескольких процессов. |
Новые технологии, в том числе ИИ и облако, открывают практически безграничные возможности для преобразования бизнес-процессов за счёт снижения затрат на прогнозирование и вычисления. Середнячки и отстающие применяют технологии только к нескольким процессам, обычно в маркетинге и продажах. Инновации не распространяются на всю компанию, а значит, от них нет особой выгоды. Лидеры трансформируют в 2 раза больше бизнес-процессов, чем середнячки и в 3 раза больше, чем отстающие. Оптимизируя один процесс, лидеры смотрят, к каким ещё процессам можно применить ту же технологию. Они всегда ищут возможность расширения отдачи от одной инвестиции. |
Адаптация: Как адаптировать текущие инвестиции в ИТ к меняющимся потребностям бизнеса? |
Вариант 1. Ставить заплатки (патчи) на устаревшие системы. Вариант 2. Перенести приложения в облако. Оптимальный вариант: Отделить данные от устаревшей инфраструктуры и трансформировать процессы при помощи облачных технологий. |
83% лидеров заявляют о важности отделения данных от устаревшей инфраструктуры. В этом вопросе их поддерживают 61% середнячков и 37% отстающих. В облаке лидеры видят не только центр обработки данных, но и катализатор инноваций. |
Сроки принятия технологий: Как должным образом упорядочить и ускорить внедрение новых технологий? |
Вариант 1: Опробовать новые технологии на ключевых процессах. Вариант 2: Дублировать отраслевые, корпоративные технологии во время экспериментов. Оптимальный вариант: Определить фундаментальные (универсальные) технологии и определить их приоритетность с точки зрения сроков и целевых процессов. |
Пока отстающие и середнячки занимают выжидательную позицию, лидеры стремительно и массово внедряют новые технологии. При этом они стремятся начать получать отдачу от каждого внедрённого решения, прежде чем масштабировать его на другие процессы и бизнес-подразделения. Поясним на примере SaaS. Около 20% лидеров начали использовать программы в облаке 5 лет назад, и 90% из них сегодня довольны результатом. |
Совмещение человеческих и машинных ресурсов: Как облегчить человеческий труд и усилить его эффект с помощью машинных технологий? |
Вариант 1: Положиться на традиционное периодическое обучение новым технологиям (стандартные учебные курсы, онлайн-обучение). Вариант 2: Поощрять индивидуальное обучение, позволяя сотрудникам учиться в комфортном для них темпе. Оптимальный вариант: Провести техническую подготовку персонала по работе с технологиями будущего (искусственный интеллект, XR-решения и другими). |
Технологии лишь расширяют возможности персонала. В условиях стремительного развития IT-рынка без постоянного обучения специалистов не обойтись. 86% лидеров используют экспериментальное обучение в сочетании с интеллектуальными технологиями, такими как ИИ, аналитика и машинное обучение (ML), чтобы предсказать и сопоставить обучение работников с требуемыми рабочими навыками и даже переписать должностные инструкции. Лидеры стремятся использовать технологии, чтобы сделать работу сотрудников более увлекательной и продуктивной. Критически важно, что эта деятельность укрепляет отношения руководства с работниками. |
Стратегия: Как грамотно управлять пересечением бизнес-стратегии и технологической стратегии? |
Вариант 1: Разрешить бизнес-подразделениям быстро и независимо решать свои задачи. Вариант 2: Разработать технологическую стратегию для исследования амбициозных бизнес-целей, таких как новые бизнес-модели или выход на смежные рынки. Оптимальный вариант: Создать безграничные, адаптируемые, радикально человечные ИТ-системы, которые обеспечивали бы масштабируемость и стратегическую гибкость. |
Гораздо больше лидеров (94%) отслеживают ценность автоматизации на основе ИИ по сравнению с середнячками и отстающими. |
Наше предложение
За поставкой универсального «стройматериала» для создания гибких, масштабируемых информационных систем в России обращайтесь в ГК «СофтЭксперт». Мы предлагаем полный комплекс типовых и отраслевых конфигураций на платформе «1С:Предприятия», включая ECM, ERP, BI-системы, а также услуги разработки на 1С. Программы 1С не имеют ограничений в плане доработки функционала, интегрируются с любыми платформами и технологическими инновациями. Для убедительности приведём фрагмент выступления руководителя подразделения развития практики ERP фирмы «1С» Алексея Кислова на конференции «IT-стратегия 2019» в Туле:
«Модные темы: искусственный интеллект, Big Data, блокчейн — всё это здорово и прекрасно. Но с точки зрения практики без системы управления, базирующейся на качественной НСИ, не обойтись. 1С на уровне платформы поддерживает все тренды автоматизации и цифровизации: облачные технологии, разделение данных, работу в ЦОДах по модели ASP/SaaS, доступ к рабочему месту посредством мобильного клиента, многоплатформенность, вездеходность, поддержку отечественных программных продуктов (Linux, Postgres Pro), сконфигурированный кластер серверов, группы резервирования, защиту персональных данных».
- Телефон (многоканальный): (4872) 70-02-70; доб. 133
Шестаков Денис Валерьевич
Должность: руководитель отдела внедрения
E-mail: 133@sfx-tula.ru