Специалисты ГК «СофтЭксперт» внедрили на крупном заводе по производству медицинских изделий «1С:Управление нашей фирмой», чтобы автоматизировать бизнес-процессы, касающиеся учета и планирования производства.
Так как сфера строго регламентирована и имеет уникальную специфику, при реализации проекта были выполнены доработки по технологии и планированию производства, разработаны специализированные экономические отчеты.
На основании заказа клиента был реализован большой объем печатных форм, в т.ч. в соответствии с ГОСТ.
О клиенте
Крупный завод, который производит металлические медицинские имплантаты и протезы.
Существующие на производстве бизнес-процессы имеют строго регламентированную специфику:
- Многоэтапное планирование для каждого заказа.
- Использование разных типов станков и несколько производственных линий.
- Резервирование материала и станка для изготовления одного заказа.
- Необходимость учета отрезков для организации работы с ними.
- Фиксированное время работы станка на выпуск одного изделия.
- Учет времени работы станка при расчете себестоимости.
- Необходимость отслеживания перемещений и сроков поверки средств измерения.
Типовое решение требовало масштабных доработок под конкретные запросы и задачи клиента.
Ситуация до начала проекта
Первоначально учет производства и планирование на заводе велись «по старинке» в Microsoft Excel, где были заведены формулы для расчетов. Процессы не были автоматизированы.
В результате обсуждения задачи с клиентом выявили две ключевые проблемы:
- Заполнение форм занимает много времени, так как приходится делать объемные вычисления.
- Расчетами и планированием занимались разные люди, поэтому возможность аккумулирования данных в единой среде, их синхронизация и анализ отсутствовали.
Заказчик пытался наладить эту работу с помощью самописной 1С, но ее возможностей не хватало для полноценного ведения учета.
Цели и задачи проекта
Цель — автоматизировать бизнес-процессы, касающиеся учета и планирования производства, и доработать типовой функционал системы для соответствия регламентам и особенностям предприятия.
Задачи:
- Доработка функционала по технологии и планированию производства: присвоение лота партии изделий, разработка помощника при выборе материала к запуску, отслеживание этапов производства.
- Автоматизация технического обслуживания: создание графика планово-предупредительных работ, реализация возможности контроля истории ремонтов, временных затрат на техническое обслуживание оборудования,
- Модификация системы в части поставленных экономических задач по учету себестоимости единицы изделия исходя из времени, затраченного на изготовление; учет сдельной части при расчете заработной платы, создание механизма прослеживаемости истории работы с контрагентами, разработка механизма контроля использования средств измерения.
- Разработка нетиповых механизмов выгрузки данных из «1С:Предприятие 8. ЗУП» в «1С:Предприятие 8. УНФ».
- Доработка планировщика для реализации задач внутрицехового планирования.
Срок реализации проекта: 6 месяцев.
Выбор программного решения
Для решения задач клиента рассматривали варианты реализации на базе «1С:ERP» и «1С:Управление нашей фирмой», но в итоге остановились на последнем варианте.
«1С:УНФ»:
- оптимальна по затратам на внедрение для организации учета и планирования производства;
- включает блок «Производство», соответствующий целям и задачам проекта;
- легко интегрируется в систему с продуктами 1С, которые заказчик использует для расчета заработной платы и ведения бухгалтерии.
Реализация проекта
Мы начали реализацию проекта внедрения с составления подробного технического задания, чтобы максимально учесть специфические особенности производства. Условное разделение проекта на законченные блоки позволило заказчику оценить функциональность разработанных модулей до запуска системы в эксплуатацию.
Планирование производства
На изготовление каждого имплантата резервируется конкретный материал, которому автоматически присваивается номер партии. Не допускается выпуск изделия из лотов разных партий.
На этом этапе мы реализовали следующие решения:
- Присвоение лота партии изделий.
- «Помощник» при выборе материала к запуску и учет отрезков. Доработка фильтров в формах подбора.
- Печать сопроводительной документации при запуске в производство. Разработка печатных форм и механизмов печати комплекта документации.
- Отслеживание этапов производства. Автоматическое формирование по ТП. Обработка «Рабочее место». Производственные документы, в т.ч. «Заказ на производство».
Функционал по учету отрезков был выполнен по аналогии с типовым, но полностью переработан под специфику производства заказчика. Благодаря этой доработке материалы эффективно расходуются, а пользователь может без труда подобрать соответствующий отрезок для выполнения следующего заказа.
Резервирование оборудования
При разработке механизма формирования плана работы станков и для учета сервисного и аварийного обслуживания, мы учитывали, что каждый заказ выполняется строго на одном станке, а время на выпуск продукции и перенастройку станков регламентировано.
Мы доработали действующие бизнес-процессы клиента, совершенствуя или перерабатывая типовой функционал для учета и планирования производства.
Разработан функционал для:
- Автоматического выделения необходимого времени на операцию с учетом перерывов в работе станка.
- Переноса операций с одного станка на другой.
- Создания графика планово-предупредительных работ.
Также разработаны документы для регистрации ремонта станка и механизм хранения документов по результатам ремонта.
Настройка блока «Экономика»
С целью автоматизации работы блока выполнили доработки по учету себестоимости единицы изделия исходя из времени, затраченного на изготовление, доработан отчет для расчета себестоимости единицы изделия.
Результаты
На базе программного решения «1С: УНФ» реализованы:
- планирование производства с присвоением лотам номеров партии и выпуском соответствующих этикеток и сопроводительных документов;
- учет отрезков материала с сохранением номера партии и отображением их в системе для пользователя;
- упрощенный функционал выбора партии под поступивший заказ;
- планирование работы станков, включающую время на выпуск и перенастройку;
- учет планово-предупредительных работ и аварийного обслуживания станков с разработкой печатных форм и планированием списка материалов для сервисного обслуживания;
- учет себестоимости, исходя из времени работы станков;
- учет средств измерения с возможностью отслеживания статуса и сроков поверки;
- этикетки, печатные формы и спецификации под задачи заказчика;
- обмен данными с «1С:Предприятие 8. ЗУП 3.1» и «1С:Бухгалтерия предприятия 3.0».
Для удобства сотрудников, которые используют «1С:Управление нашей фирмой», были подготовлены инструкции по работе с функционалом, который доработан под конкретные задачи заказчика.
На момент публикации кейса основная часть внедрения завершена, но работа по проекту продолжается.
Заключение
В сферах, которые имеют особую специфику, такую, как медицинское производство, трудно подобрать готовое типовое решение. При этом нужно помнить, что чем больше доработок, тем труднее будет обновлять и поддерживать систему. На стадии обсуждения задач нужно выяснить ключевые особенности работы предприятия и выбрать максимально подходящее программное решение.
В реализованном проекте таким стала «1С:Управление нашей фирмой», в которой есть большой производственный блок, удобный для доработки под специфику бизнеса заказчика, и типовые возможности интеграции с «1С:ЗУП» и «1С:Бухгалтерия предприятия».