Дата внедрения: 2022
Дата занесения: 14.10.2022
Отрасль: Производство
Направления деятельности компании "СофтЭксперт": Автоматизация на платформе 1С




Специалисты ГК «СофтЭксперт» внедрили на крупном заводе по производству медицинских изделий «1С:Управление нашей фирмой», чтобы автоматизировать бизнес-процессы, касающиеся учета и планирования производства.

Так как сфера строго регламентирована и имеет уникальную специфику, при реализации проекта были выполнены доработки по технологии и планированию производства, разработаны специализированные экономические отчеты.

На основании заказа клиента был реализован большой объем печатных форм, в т.ч. в соответствии с ГОСТ.

О клиенте

Крупный завод, который производит металлические медицинские имплантаты и протезы.

Существующие на производстве бизнес-процессы имеют строго регламентированную специфику:

  • Многоэтапное планирование для каждого заказа.
  • Использование разных типов станков и несколько производственных линий.
  • Резервирование материала и станка для изготовления одного заказа.
  • Необходимость учета отрезков для организации работы с ними.
  • Фиксированное время работы станка на выпуск одного изделия.
  • Учет времени работы станка при расчете себестоимости.
  • Необходимость отслеживания перемещений и сроков поверки средств измерения.

Типовое решение требовало масштабных доработок под конкретные запросы и задачи клиента.

Ситуация до начала проекта

Первоначально учет производства и планирование на заводе велись «по старинке» в Microsoft Excel, где были заведены формулы для расчетов. Процессы не были автоматизированы.

В результате обсуждения задачи с клиентом выявили две ключевые проблемы:

  1. Заполнение форм занимает много времени, так как приходится делать объемные вычисления.
  2. Расчетами и планированием занимались разные люди, поэтому возможность аккумулирования данных в единой среде, их синхронизация и анализ отсутствовали.

Заказчик пытался наладить эту работу с помощью самописной 1С, но ее возможностей не хватало для полноценного ведения учета.

Цели и задачи проекта

Цель — автоматизировать бизнес-процессы, касающиеся учета и планирования производства, и доработать типовой функционал системы для соответствия регламентам и особенностям предприятия.

Задачи:

  1. Доработка функционала по технологии и планированию производства: присвоение лота партии изделий, разработка помощника при выборе материала к запуску, отслеживание этапов производства.
  2. Автоматизация технического обслуживания: создание графика планово-предупредительных работ, реализация возможности контроля истории ремонтов, временных затрат на техническое обслуживание оборудования,
  3. Модификация системы в части поставленных экономических задач по учету себестоимости единицы изделия исходя из времени, затраченного на изготовление; учет сдельной части при расчете заработной платы, создание механизма прослеживаемости истории работы с контрагентами, разработка механизма контроля использования средств измерения.
  4. Разработка нетиповых механизмов выгрузки данных из «1С:Предприятие 8. ЗУП» в «1С:Предприятие 8. УНФ».
  5. Доработка планировщика для реализации задач внутрицехового планирования.

Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Выбор программного решения

Для решения задач клиента рассматривали варианты реализации на базе «1С:ERP» и «1С:Управление нашей фирмой», но в итоге остановились на последнем варианте.

«1С:УНФ»:

  • оптимальна по затратам на внедрение для организации учета и планирования производства;
  • включает блок «Производство», соответствующий целям и задачам проекта;
  • легко интегрируется в систему с продуктами 1С, которые заказчик использует для расчета заработной платы и ведения бухгалтерии.

Реализация проекта

Мы начали реализацию проекта внедрения с составления подробного технического задания, чтобы максимально учесть специфические особенности производства. Условное разделение проекта на законченные блоки позволило заказчику оценить функциональность разработанных модулей до запуска системы в эксплуатацию.

Планирование производства

На изготовление каждого имплантата резервируется конкретный материал, которому автоматически присваивается номер партии. Не допускается выпуск изделия из лотов разных партий.

На этом этапе мы реализовали следующие решения:

  1. Присвоение лота партии изделий.
  2. «Помощник» при выборе материала к запуску и учет отрезков. Доработка фильтров в формах подбора.
  3. Печать сопроводительной документации при запуске в производство. Разработка печатных форм и механизмов печати комплекта документации.
  4. Отслеживание этапов производства. Автоматическое формирование по ТП. Обработка «Рабочее место». Производственные документы, в т.ч. «Заказ на производство».

Функционал по учету отрезков был выполнен по аналогии с типовым, но полностью переработан под специфику производства заказчика. Благодаря этой доработке материалы эффективно расходуются, а пользователь может без труда подобрать соответствующий отрезок для выполнения следующего заказа.

Резервирование оборудования

При разработке механизма формирования плана работы станков и для учета сервисного и аварийного обслуживания, мы учитывали, что каждый заказ выполняется строго на одном станке, а время на выпуск продукции и перенастройку станков регламентировано.

Мы доработали действующие бизнес-процессы клиента, совершенствуя или перерабатывая типовой функционал для учета и планирования производства.

Разработан функционал для:

  1. Автоматического выделения необходимого времени на операцию с учетом перерывов в работе станка.
  2. Переноса операций с одного станка на другой.
  3. Создания графика планово-предупредительных работ.

Также разработаны документы для регистрации ремонта станка и механизм хранения документов по результатам ремонта.

Настройка блока «Экономика»

С целью автоматизации работы блока выполнили доработки по учету себестоимости единицы изделия исходя из времени, затраченного на изготовление, доработан отчет для расчета себестоимости единицы изделия.

Результаты

На базе программного решения «1С: УНФ» реализованы:

  • планирование производства с присвоением лотам номеров партии и выпуском соответствующих этикеток и сопроводительных документов;
  • учет отрезков материала с сохранением номера партии и отображением их в системе для пользователя;
  • упрощенный функционал выбора партии под поступивший заказ;
  • планирование работы станков, включающую время на выпуск и перенастройку;
  • учет планово-предупредительных работ и аварийного обслуживания станков с разработкой печатных форм и планированием списка материалов для сервисного обслуживания;
  • учет себестоимости, исходя из времени работы станков;
  • учет средств измерения с возможностью отслеживания статуса и сроков поверки;
  • этикетки, печатные формы и спецификации под задачи заказчика;
  • обмен данными с «1С:Предприятие 8. ЗУП 3.1» и «1С:Бухгалтерия предприятия 3.0».

Для удобства сотрудников, которые используют «1С:Управление нашей фирмой», были подготовлены инструкции по работе с функционалом, который доработан под конкретные задачи заказчика.

На момент публикации кейса основная часть внедрения завершена, но работа по проекту продолжается.

Заключение

В сферах, которые имеют особую специфику, такую, как медицинское производство, трудно подобрать готовое типовое решение. При этом нужно помнить, что чем больше доработок, тем труднее будет обновлять и поддерживать систему. На стадии обсуждения задач нужно выяснить ключевые особенности работы предприятия и выбрать максимально подходящее программное решение.

В реализованном проекте таким стала «1С:Управление нашей фирмой», в которой есть большой производственный блок, удобный для доработки под специфику бизнеса заказчика, и типовые возможности интеграции с «1С:ЗУП» и «1С:Бухгалтерия предприятия».