Цифровая трансформация — непременное условие выживания современных предприятий. Если пренебречь ею или провести неэффективно, компания будет обречена. Как минимум потому, что она не сможет снизить себестоимость своих товаров и услуг до уровня тех цен, которые выставляют уже успевшие «оцифроваться» конкуренты.
Цифровая трансформация бизнеса подразумевает осуществление ряда мер, направленных на обеспечение предприятия ресурсами для дальнейшего роста и развития. Среди этих мер:
- оптимизация внутренних бизнес-процессов предприятия посредством внедрения современных IT-технологий;
- автоматизация взаимодействия с клиентами, поставщиками и партнёрами;
- кардинальное изменение бизнес-модели;
- реформирование корпоративной культуры предприятия.
По прогнозам исследовательской компании IDC, уже в 2017 году общемировые затраты на цифровую трансформацию достигнут $1,2 трлн. Рост по сравнению с 2016 годом составит 17,8%. К 2020 году расходы на ЦТ увеличатся до $2 трлн.
Стратегии цифровой трансформации
Необходимость проведения цифровых преобразований в бизнесе и промышленности сегодня уже не вызывает сомнений. Сильно разнятся мнения относительно способа осуществления этой самой трансформации. Одни уверены, что процесс модернизации надо проводить «по мелочам», другие являются сторонниками комплексного подхода. Рассмотрим обе стратегии.
1) Цифровая трансформация «по мелочам»
Данная стратегия подразумевает произвольную (точечную) оптимизацию бизнес-процессов с помощью передовых IT-технологий. В основе концепции — гибкий подход к модернизации производственных операций. Розничным компаниям, фермерам, строителям, транспортникам и промышленникам рекомендуется по мере надобности выполнить следующие действия:
- автоматизировать взаимодействия с контрагентами;
- использовать облачные сервисы для обеспечения повсеместного доступа сотрудников к рабочим файлам и приложениям с мобильных устройств (особенно актуально для специалистов, работающих удалённо и на выезде);
- внедрить системы сбора и аналитики данных*;
- разработать мобильное приложение, дабы обеспечить клиентам более быстрый, удобный и качественный сервис;
- модернизировать сами бизнес-процессы.
* Всё большее число российских управленцев делает ставку на аналитику больших данных как способ получения масштабных результатов в максимально сжатые сроки. Но, выбирая данный подход, необходимо позаботиться о внедрении современных IT-технологий для хранения и обработки данных, а также о привлечении экспертов в области информационных технологий. Последние помогут точно определить, где и каким образом применить полученные данные, чтобы извлечь максимальную выгоду для бизнеса.
2) Поэтапный подход к цифровой трансформации
Немецкая академия наук и инженерии разработала пошаговое руководство по цифровой трансформации производства «Индустрия 4.0». Согласно ему, для создания «умной промышленности» необходимо обеспечить тесную взаимосвязь и координацию между физическими и вычислительными ресурсами. Для того чтобы достичь уровня быстроразвивающегося, динамичного, поддающегося адаптации предприятия, компания должна преодолеть следующие 6 ступеней:
- Компьютеризация — внедрение автоматизированных систем управления всеми ключевыми процессами производства, а также закупка оборудования, поддающегося цифровому управлению.
- Сетевое взаимодействие — объединение разрозненных технологий в единую среду Internet of things (Интернет вещей). Как правило, по протоколу IP между собой интегрируются системы автоматизированного проектирования и производства (CAD/CAM), управления технологическими процессами (MES), а также новое либо модернизированное старое оборудование). Также должна быть организована возможность удалённого обслуживания этой среды.
- Обозримость — отображение актуальной рабочей картины предприятия в цифровой / виртуальной среде. Достигается путём установки датчиков на производственное оборудование и внедрения систем PLM, ERP и MES. Автоматизация учёта позволяет принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.
- Прозрачность — интеграция среды цифрового отображения предприятия с системами аналитики (в частности, инструментами обработки больших данных).
- Прогнозирование — внедрение заточенных под производство технологий предиктивной аналитики (технологий прогнозирования).
- Адаптивность — автоматизация функций, отвечающих за гибкость, адаптацию бизнеса к изменяющимся условиям внешней среды.
Человеческий фактор важнее технологического
Независимо от того, какую стратегию цифровой трансформации вы выберете, успешность её проведения будет зависеть от человеческого фактора. Ни автоматизация, ни оптимизация бизнес-процессов, ни аппаратное обеспечение не имеют столь важного значения, как поведение сотрудников. Для того чтобы эффективно провести цифровую трансформацию, надо сформировать на предприятии соответствующую социально-культурную атмосферу. Это достигается путём изменения ментальности каждого отдельно взятого сотрудника. Он должен быть открыт к:
- изменениям: внедрению инноваций в рабочие процессы, постоянному профессиональному развитию;
- свободному социальному взаимодействию: демократичному стилю руководства, возможности открыто излагать свою точку зрения, активному участию в развитии предприятия.
Почему без помощи профессионалов не обойтись
Международное исследование Dynatrace показало, что основными препятствиями на пути цифровой трансформации являются усложнение технологической инфраструктуры и проблемы с производительностью информационных систем. 48% опрошенных заявили, что из-за снижения производительности цифровых систем они каждую неделю впустую тратят по 9—12,5 часов рабочего времени. Вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, высококвалифицированные сотрудники пытаются решить проблемы IT-характера. Причём ¾ из них прямо заявляют о том, что не уверены в своей способности самостоятельно справляться со сбоями производительности информационных систем. Если такую проблему своевременно не устранить, ухудшения потребительского опыта взаимодействия с бизнесом и потери доходов не избежать.
Чтобы всё оборудование и программное обеспечение работало исправно и эффективно, проводить цифровую трансформацию бизнеса и производства следует под строгим контролем профессионалов. В Тульском регионе таковыми являются специалисты группы компаний «СофтЭксперт». Мы более 18 лет занимаемся внедрением IT-систем и оборудования. Имеем огромный опыт автоматизации предприятий из самых разных отраслей промышленности. Нам доверяют крупнейшие заводы, торговые сети и бюджетные организации Тульской области. «СофтЭксперт» играет не последнюю роль в деле информатизации госсектора. В совокупности в нашей активной клиентской базе насчитывается свыше 7000 организаций. Так что вы смело можете доверять нам в вопросе проведения цифровой трансформации бизнеса. Обращайтесь за консалтинговой и практической помощью! Мы всегда вам рады
Контактная информация:- Телефон (многоканальный): (4872) 70-02-70; доб. 121
Серегин Юрий Викторович
Должность: руководитель отдела
E-mail: 121@sfx-tula.ru
Источники:
redsys.cnews.ru
data.cnews.ru
www.tadviser.ru