06.08.2018

Обязательная маркировка сигарет с 2019 года

С 1 марта 2019 года в России вступает в силу закон об обязательной маркировке сигарет 487-ФЗ. В соответствии с ним, все производители, импортёры и продавцы табачной продукции должны фиксировать информацию о движении каждой единицы товара в информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Разработчиком и оператором данной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Курируют проект уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: Минпромторг, Минфин, Минкомсвязи, Минсельхоз, ФНС, ФСБ, ФТС и Роспотребнадзор.

Суть и цели маркировки табака

К 1 марта 2019 года все пачки сигарет в России должны быть промаркированы уникальными цифровыми кодами. Эти коды выдаются оператором проекта (ЦРПТ) и регистрируются в информационной системе мониторинга оборота табачной продукции. Каждый шаг движения товара фиксируется в системе, благодаря чему прослеживается полный путь перемещения промаркированных пачек — от производителя к потребителю. После продажи или списания в утиль пачки её идентификационный код выводится из употребления навсегда.

Введение обязательной маркировки сигарет направлено на борьбу с контрабандой и контрафактом, сокращение теневого оборота табака, повышение собираемости налогов, защиту легального бизнеса и прав потребителей. Переход на электронную регистрацию позволит полностью исключить из оборота всю незаконно ввезённую или произведённую продукцию. Реализация, хранение и транспортировка табачных товаров без маркировки будет невозможна. Соответственно, контрафактная пачка попросту не сможет попасть в данную цепочку.

Детально о технологии маркировки сигарет

Для маркировки табачной продукции в России решено использовать цифровой код DataMatrix. Он будет наноситься на каждую пачку сигарет (на боковую или торцевую часть), на групповую упаковку (сбоку), на транспортный короб или контейнер (сбоку или на лицевую часть).

В коде DataMatrix будет содержаться:

  • GTIN с информацией о продукте и полной историей его прохождения через электронную систему отслеживания.
  • Идентификационный номер, определяющий позицию товара в ИС МОТП и в едином каталоге.
  • Криптографический код проверки, который генерирует и выдаёт ЦРПТ.

Код DataMatrix невозможно подделать. Выведенные из употребления коды нельзя использовать повторно. Информацию по всем когда-либо применявшимся DataMatrix можно будет просмотреть в информационной системе мониторинга оборота табачной продукции.

Кто и как сможет отслеживать путь перемещения товара

Итак, по сценарию, коды DataMatrix с выданными ЦРПТ уникальными идентификационными номерами наносят на упаковку табачной продукции сами производители. После каждого такого нанесения в ИС МОТП отправляется информация о начале движения нового промаркированного товара. Помимо регистрации в информационной системе, коды прописываются во всех сопроводительных документах, включая первичные ТТН и УПД.

Дистрибьюторы-оптовики при приёмке табачной продукции с помощью специального сканирующего оборудования проверяют соответствие кодов в документах реальным. В информационную систему передаются сведения о смене владельца товара.

Предприятия розничной торговли при приёмке осуществляют те же самые процедуры. При продаже табачной продукции конечному потребителю данные автоматически передаются в ИС МОТП из онлайн-кассы через оператора фискальных данных (ОФД). После этого уникальная маркировка выводится из употребления, идентификационный код списывается навсегда.

С запуском системы маркировки табака в 2019 году появится возможность осуществлять гражданский контроль. Любой потребитель сможет проверить купленную пачку сигарет. Для этого достаточно отсканировать код на упаковке с помощью смартфона, и специальное приложение выдаст информацию о происхождении пачки сигарет, производителе, сроке годности и т. д. В случае обнаружения несоответствий сообщить о них можно будет прямо в ИС — и тогда контролирующие органы проверят поставщика и весь путь передвижения попавшей под подозрение пачки.

Схема

О ходе эксперимента по маркировке табачной продукции

Пилотный проект по маркировке сигарет в России действует с февраля 2018 года. На период эксперимента запланировано и частично уже выполнено следующее:

  • С февраля 2018 года пачки сигарет в экспериментальном режиме начали маркироваться на производстве.
  • Проведена проверка используемых на складах и в рознице сканеров 2D-штрихкодов и приложений для считывания этих идентификационных знаков.
  • В апреле стартовали продажи промаркированных пачек сигарет в рознице.
  • В третьем квартале 2018 года к эксперименту должны подключиться импортёры.
  • В конце года будут подведены итоги пилотного проекта и подготовлены законопроекты, регламентирующие окончательный порядок работ и определяющие ответственность за нарушения.

На данный момент к эксперименту на добровольной основе подключились 4 производителя сигарет (Philip Morris, JTI, British American Tobacco, «Империал Тобакко»), 2 дистрибьютора («Мегаполис», CHC), 4 оператора фискальных данных («Корус», «Такском», «Платформа ОФД», «Первый ОФД»), 2 оператора электронного документооборота («Корус», «Такском»), а также производитель ПО «МойСклад». Число участников постоянно растёт. Если вы тоже хотите принять участие в пилотном проекте маркировки табака, следуйте инструкции:

  • Зарегистрируйтесь в ИС МОТП на сайте ЦРПТ: motp.crptech.ru. Для розничных магазинов обязательна предварительная регистрация поставщиков.
  • Переведите юридически значимый документооборот в электронный вид (внедрите систему ЭДО), обзаведитесь усиленной квалифицированной цифровой подписью.
  • Подключите 2D-сканер штрихкодов. Данное кассовое устройство будет считывать коды маркировки табака и передавать полученные данные в учётную систему (ИС МОТП).
  • Установите онлайн-кассу с подключением к ОФД.

Наше предложение

В группе компаний «СофтЭксперт» вы можете приобрести современные сканеры штрихкодов, онлайн-кассы и фискальные регистраторы, а также заказать внедрение системы электронного документооборота на платформе «1С:Предприятие», подключение и регистрацию онлайн-ККТ в налоговой и ФНС, интеграцию систем 1С с ИС МОТП. Ознакомиться с ассортиментом торгового оборудования можно в нашем интернет-магазине ВсёЖелезо.рф, со статусами компетенций «СофтЭксперт» — на странице «О компании». Задать интересующие вопросы и обсудить условия сотрудничества можно по нижеуказанным контактным данным.

Читайте другие статьи инфоблога «СофтЭксперт»

Контактная информация:

  • Телефон (многоканальный): (4872) 70-02-70; доб. 147
    Прибыткова Ольга Алексеевна
    Должность: руководитель отдела сопровождения коммерческих организаций
    E-mail: 147@sfx-tula.ru