26.06.2018

28 апреля 2018 года Правительство РФ подписало распоряжение 792-р, вводящее обязательную маркировку для 10 групп товаров. Документ вступит в силу 1 января 2019 года.

Закон об обязательной маркировке товаров с 2019 года

Перечень подлежащих обязательной маркировке товаров

На данный момент законодательно закреплено 13 товарных категорий (см. таблицу внизу), подлежащих обязательной маркировке. Для 2-х из них (меховые изделия и алкогольная продукция) требование нанесения уникальных идентификационных кодов уже действует; для 9 — вводится с 2019 года; ещё для 2-х — сроки пока точно не установлены.

Список подлежащих маркировке товаров

Экспериментальная маркировка

Обязательная маркировка

Меховые изделия


с 12 августа 2016 года

Алкогольная продукция


с 1 января 2016 года

Лекарственные средства

с 2017 г.

неизвестно

Ювелирные украшения, изделия из драгоценных камней и металлов

с 1 июня по 1 ноября 2018 г.

неизвестно

Табачная продукция

с 1 января по 31 декабря 2018 г.

с 1 марта 2019 года

Обувь

с 1 июня по 31 декабря 2018 г.

с 1 июля 2019 года

Духи и туалетная вода


с 1 декабря 2019 года

Шины, покрышки пневматические резиновые новые


с 1 декабря 2019 года

Одежда из натуральной или композиционной кожи


с 1 декабря 2019 года

Женские блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания из трикотажа


с 1 декабря 2019 года

Верхняя одежда


с 1 декабря 2019 года

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное


с 1 декабря 2019 года

Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки


с 1 декабря 2019 года

По ходу реализации проекта установленные распоряжением 792-р сроки могут меняться. Сам список подлежащих обязательной маркировке товаров в дальнейшем будет расширяться. Полномасштабную реформу отрасли планируется провести в течение 5 лет (2019–2024 гг.).

Смысл и технология маркировки товаров

Под маркировкой подразумевается нанесение на упаковку или сам товар уникального идентификатора. Как правило, это двухмерный штрихкод Data Matrix. Данный идентификатор содержит подробную информацию о продукции: наименование производителя, марку, дату и время изготовления. Код считывается с помощью 2D-сканера, интегрированного с государственной информационной системой маркировки (ГИС). Оптовики сверяют коды, отмечают факты приёмки и отгрузки в ГИС. То же самое делают и розничные магазины. Таким образом, государство получает возможность отслеживать весь путь перемещения товара от производителя до конечного потребителя.

Польза маркировки товаров

Исходя из опыта уже запущенных проектов (ЕГАИС, чипирование меха), маркировка товаров выгодна для всех участников рынка.

Проект маркировки меховых изделий запущен в продакшн

Преимущества для государства:

  • предотвращение нелегального оборота продукции, по «серой» схеме ввозимой из-за рубежа;
  • сокращение теневого рынка и, как следствие, повышение собираемости налогов, таможенных пошлин и прочих сборов;
  • возможность анализировать большие данные, полученные от производителей и продавцов, а также использовать результаты этих анализов в развитии отдельных отраслей.

Преимущества для потребителей:

  • устранение контрафактного, некачественного, вредного товара с полок магазинов;
  • снижение цен на продукцию за счёт снижения складских потерь при пересортице и недостачах.

Преимущества для производителей:

  • возможность сократить издержки (по коду можно отследить, какая партия товара выпущена раньше, и вовремя отгрузить её);
  • обеспечение честной конкуренции на рынке;
  • получение доступа к обезличенным усреднённым данным об изменениях покупательского спроса и возможность на основе этой информации более эффективно прогнозировать и планировать производство.

Как перейти на новый порядок максимально безболезненно

Чтобы избежать штрафов, стрессов и финансовых потерь, переходить на новый порядок следует заранее.

  1. Если есть возможность, примите участие в пилотном проекте. Сейчас таковые действуют в сфере маркировки лекарственных средств, обуви и табачной продукции. Пройдя стадию экспериментальной эксплуатации, к контрольному сроку вы будете полностью подкованы.
  2. Адаптируйте бизнес к новым условиям, отладьте бизнес-процессы, обучите персонал.
  3. Купите всё необходимое аппаратное и программное обеспечение (в зависимости от характера вашего бизнеса, это могут быть принтеры штрихкодов, терминалы сбора данных, сканеры штрихкодов, онлайн-кассы со специальным ПО, ключи электронной подписи (КЭП), системы юридически значимого электронного документооборота.

У нас вы можете заказать всё вышеперечисленное оборудование, а также услуги подключения к ОФД (оператору фискальных данных) и системе маркировки. Все предварительные консультации бесплатны. Обращайтесь!

Контактная информация:
  • Телефон (многоканальный): (4872) 70-02-70; доб. 147
    Прибыткова Ольга Алексеевна
    Должность: руководитель отдела
    E-mail: 147@sfx-tula.ru