16.03.2017

Процесс внедрения ERP-систем условно делится на 7 этапов: организационные работы, обследование предприятия, выбор методологии автоматизации, проектирование системы, развёртывание ПО на рабочих местах сотрудников, запуск системы в промышленную эксплуатацию, сопровождение.

Процесс внедрения ERP

Предлагаем рассмотреть порядок внедрения ERP более подробно.

I Организационный этап

Работа над проектом внедрения ERP на предприятии начинается с определения цели и задач. Это не должна быть автоматизация ради автоматизации — заказчик должен чётко знать, каких бизнес-эффектов он в итоге желает достичь.

На подготовительном этапе также необходимо сформировать рабочую группу на стороне клиента. В неё должны войти:

  • Руководитель (желательно из числа топ-менеджеров компании). Этот человек должен хорошо разбираться во всех аспектах деятельности предприятия и организации бизнес-процессов. Кроме того, руководитель проекта внедрения ERP должен иметь возможность принятия единоличных решений по любым возникающим вопросам.
  • Специалисты, ответственные за соответствие системы требованиям действующего законодательства и корпоративным стандартам. Под эту категорию подпадают: исполнительный директор, главный бухгалтер, начальник IT-службы.
  • Руководители всех отделов, которым предстоит работать в системе ERP. В их задачи будет входить консультирование внедренцев на этапе изучения бизнес-процессов предприятия и организация работы подразделений по завершении процесса автоматизации.
  • IT-специалист широкого профиля. Его зоной ответственности будет техническое сопровождение проекта.

Если вы хотите, чтобы автоматизированная система управления производственным предприятием как можно скорее принесла ощутимые бизнес-результаты, вы должны позаботиться о том, чтобы ею максимально активно и эффективно пользовались сотрудники. Для этого персонал надо обучить работе в ERP и строго контролировать на первоначальном этапе эксплуатации. Эти обязанности также ложатся на плечи представителей рабочей группы.

Кроме того, на организационном этапе необходимо определиться с источниками финансирования и компанией-интегратором.

II Этап обследования предприятия

По завершении организационных работ проводится обследование бизнес-процессов предприятия. Данная процедура необходима для точного определения сроков и стоимости внедренческих работ. В зависимости от масштабов проекта и поставленных задач IT-интегратор может предложить клиенту один из 2-х вариантов обследования:

  • Экспресс-обследование. Проводится в течение 1,5–2 месяцев. По его итогам составляется документ «Предпроектный анализ». В нём отражаются особенности автоматизированного учёта и перечень задач, которые необходимо будет решить в процессе внедрения.
  • Полное обследование. Проводится в течение 3–5 месяцев. По итогам досконального обследования составляется «Техническое задание», разрабатываются бизнес-процессы автоматизированного учёта и описывается перечень необходимых доработок ПО.

Выбор варианта обследования определяется предпочтительной методикой внедрения ERP.

III Выбор методологии внедрения ERP

Внедрение ERP-решений на платформе «1С:Предприятие» может осуществляться по одному из 4-х сценариев:

  • Абонентское обслуживание. Компания-интегратор проводит экспресс-обследование предприятия, составляет укрупнённый план внедрения ERP и на основе него определяет максимально возможную стоимость проекта. Эта стоимость прописывается в договоре, там же фиксируется стоимость одного часа работы программиста-внедренца. Общий план работ разбивается по месяцам. Исходя из количества рабочих часов определяется размер ежемесячного бюджета. Фиксированная сумма платежа также вносится в договор.
  • Поэтапная технология внедрения. Данная методология внедрения ERP подразумевает проведение полного обследования предприятия, определение всех автоматизируемых бизнес-процессов и подготовку ТЗ. В техническом задании отражаются: объёмы доработок типовой конфигурации программы, полный перечень работ с разбивкой на фиксированные этапы, сроки и стоимость реализации каждого этапа внедрения ERP. Главный минус данной технологии — негибкость. Внесение мельчайшей корректировки в проект влечёт за собой изменение ТЗ: пересмотр сроков и стоимости выполнения отдельных этапов работ.
  • Технология быстрого результата. Алгоритм внедрения ERP примерно тот же, что и при абонентском обслуживании. Так же проводится экспресс-обследование, рассчитывается максимальная стоимость проекта, оценивается час работы программиста. Оплата так же осуществляется раз в месяц, но не по фиксированному тарифу, а по количеству реально затраченных программистами часов. Строго регламентированных планов работ на месяц, неделю здесь нет — список и очерёдность выполнения задач может меняться в зависимости от актуальных потребностей предприятия. Гибкость является безусловным плюсом технологии быстрого результата. Включить в проект дополнительные бизнес-процессы можно на любом этапе и без длительных согласований. Единственным недостатком данной схемы внедрения является размытость сроков реализации проекта.
  • Разовые вызовы. Установка программы на рабочие места сотрудников и автоматизация бизнес-процессов осуществляются по мере возможностей клиента. Предприятие закупает коробку, а все внедренческие работы проводятся по сценарию разовых вызовов.

IV Проектирование системы ERP

По результатам обследования предприятия определяются функциональные требования к ключевым модулям системы, потребности в загрузке начальных данных и настройке обмена с уже используемым программным обеспечением. В системе проектируются основные бизнес-процессы компании, осуществляются доработки стандартного функционала под специфику деятельности предприятия.

V Внедрение ERP-системы на предприятии

Программное обеспечение устанавливается на рабочие места сотрудников. Осуществляется настройка прав доступа и отчётов. Производится загрузка рабочих данных и справочной информации из старой системы, файлов Excel и т. п.

VI Запуск системы в промышленную эксплуатацию

По завершении процесса автоматизации осуществляется обучение ключевой группы пользователей, разработка инструкций по работе в системе.

VII Сопровождение внедрённой системы

Для обеспечения бесперебойной работы ERP-системы на платформе «1С:Предприятие» рекомендуется приобрести платный пакет 1С:ИТС. Покупка гарантирует своевременность обновления программного обеспечения по мере выхода новых релизов и открывает доступ к консультационным и сервисным услугам фирмы «1С» и её партнёров.

Задать интересующие вопросы относительно внедрения ERP, узнать расценки и заказать услугу вы можете в компании «СофтЭксперт». Мы 18 лет занимаемся автоматизацией бизнес-процессов предприятий на базе решений «1С», имеем все статусы компетенций по внедрению ERP-систем (Производство, Торговля, Строительство) и порядка 60 успешно реализованных проектов комплексной автоматизации в портфолио.

  • Контактная информация:
    Телефон: 8(4872)70-02-70, доб. 133
    E-mail: 133@sfx-tula.ru
    Шестаков Денис Валерьевич